Кровать Мерфи, трансформируемые пространства и что ждет нас впереди
В 1908 году Генри Форд изменил мир, представив Ford Model T — первый массовый автомобиль, доступный американцам среднего класса по приемлемой цене.
За 113 лет, прошедших с тех пор, как Model T сошла с конвейера, автомобили сильно изменились. Сравните Model T с Tesla Model 3, и единственное, что их объединяет, — это четыре колеса и набор фар. Оба автомобиля были созданы с одинаковой целью — предложить первый в своем роде автомобиль, который мог бы позволить себе средний потребитель. Тем не менее, технологический разрыв между ними огромен.
Мощность Model T составляла около 20 лошадиных сил, максимальная скорость — 72 километра в час, а сжигалось грязное бензиновое топливо. Model 3 выдает 500 лошадиных сил, разгоняется от 0 до 60 за 3,1 секунды, развивает скорость более 250 километров в час и делает все это с нулевым уровнем выбросов. Невозможно спорить о том, кто победит в противостоянии этих двух автомобилей — учитывая более чем столетний прогресс, стоит надеяться, что победитель будет однозначным!
Однако в мире трансформируемой мебели это не так. Через три года после выхода Model T Уильям Лоуренс Мерфи представил миру кровать, которую можно было спрятать в стене, что позволило городским жителям более эффективно использовать пространство.
Эффективно и функционально, возможно. Но 110 лет спустя настенная кровать практически не изменилась. Эстетика, возможно, улучшилась, но эксплуатация ее по-прежнему хлопотна: ее нужно вручную открывать и закрывать, укладывать матрас и постельное белье, освобождать пространство.
Не пришло ли время для Tesla Model 3 в наших домах? Мы проводим дома гораздо больше времени, чем в автомобиле, но мы все еще пытаемся максимально использовать пространство нашей квартиры с помощью конструкции 100-летней давности.
Давайте изучим историю трансформируемой мебели, а затем посмотрим вперед на технологическую революцию, которая произойдет через 100 лет.
Краткая история кровати Мэрфи
Уильям Лоуренс Мерфи прожил тяжелую жизнь до того, как начал заниматься бизнесом, связанным с кроватью Мерфи. Он родился в 1876 году в семье ирландского иммигранта, отец которого приехал в Калифорнию на шахту — оба родителя Мерфи умерли в течение нескольких месяцев друг от друга, когда ему было всего 19 лет. Вскоре после этого Мерфи переехал в пансион в Сан-Франциско — тот самый пансион, где одной из обитательниц была прекрасная оперная певица Глэдис Кайгин, которая впоследствии стала женой Мерфи.
Примерно в это время Мерфи начал экспериментировать с дизайном настенной кровати. Неподтвержденная история создания предполагает, что вдохновением для его дизайна послужили правила, запрещающие женщинам посещать спальню мужчины-пансионера. Если кровать можно было убрать, комната переставала быть спальней и превращалась в гостиную, а значит, посещение гостей женского пола (возможно именно желание пригласить в гости Глэдис и подтолкнуло Мерфи) больше не запрещалось.
Растущий бизнес
Какими бы ни были мотивы, к концу 1911 года в газетах Сан-Франциско и Сакраменто начали появляться объявления о продаже «настенных кроватей Мерфи».
San Francisco Examiner, 24 декабря 1911г.
Однако вскоре Мерфи столкнулся с проблемами. Магнаты рынка недвижимости Лос-Анджелеса Marshall & Sterns начали рекламировать «настенные кровати» и другие приспособления для экономии пространства более шести лет назад и недавно начали свою деятельность в Сан-Франциско. Компания рекламировала аналогичные преимущества и даже предлагала свою продукцию арендодателям и застройщикам, как способ сделать их здания более привлекательными для арендаторов.
Рекламное объявление в Los Angeles Times, 22 октября, 1906г.
В ранних рекламных объявлениях компании Marshall & Stearns их продукция называлась «W. C. James Patented Fixtures», и действительно, человек по имени Уиллард (Willard) C. Джеймс подал заявку на патенты почти на дюжину многоцелевых предметов мебели для небольших домов, в том числе на «многоквартирный дом», который представлял собой набор устройств, предназначенных для «обеспечения наиболее компактной и удобной формы… одной квартиры, которая может удовлетворительно служить в качестве гостиной, комнаты отдыха, кухни и кладовой, столовой, двух спален, ванной комнаты, кладовой и библиотеки», предлагая «практически мгновенную трансформацию» из одной в другую.
Патент У.С. Джеймса на «Многоквартирный дом», Май 1902.
Примечательно, что Джеймс также подал заявку на патент «складной кровати» в 1904 году. Его изобретение предусматривало «создание откидной кровати, которая будет почти сбалансирована на опоре во всех положениях, так что для ее эксплуатации потребуется лишь небольшое усилие, а в сложенном состоянии она будет вровень со стеной, чтобы полностью скрыть ее». Marshall & Stearns считали, что у них есть права на настенную кровать; поэтому они подали в суд на Мерфи.
Несмотря на то, что существование патента Джеймса может служить основанием для иска против Мерфи, сам Джеймс в своих патентах никогда не утверждал, что создает совершенно новую категорию, и фактически продолжал совершенствовать конструкции складных, скрытых кроватей, которые в различных формах существовали на протяжении веков. Судья пришел к такому же выводу и отклонил иск против Мерфи, который не воспринял нападки с пониманием и подал встречный иск против Marshall & Stearn за ущерб, нанесенный его бизнесу. Он даже дал объявление в газете, чтобы публично защитить свою компанию.
Независимо от препирательств и судебных исков, очевидно, что Мерфи выиграл войну за брендинг. В течение следующих нескольких десятилетий тысячи объявлений о сдаче квартир по всей стране рекламировали свои квартиры с «кроватями Мерфи».
«Кровать Мерфи» стала именем нарицательным. Настолько известным, что спустя годы, в 1954 году, сын Мерфи — Уильям Кайгин Мерфи — появился на популярном игровом шоу «What’s My Line», где знаменитости пытались правильно угадать его род деятельности. Когда его спросили, подключается ли его продукт к розетке, толпа рассмеялась над нелепостью вопроса. Но если бы они знали, что их ждет…
Пришло время для технической революции в преобразовании пространства
Забавно оглянуться назад на историю кровати Мерфи (теперь она считается общим термином после судебного решения 1989 года) и увидеть, что люди, живущие в небольших помещениях, уже более века пытаются убрать свои кровати с дороги, когда они не используются, чтобы получить более функциональное и гибкое пространство.
Используя современные технологии начала 20 века, Мерфи и Джеймс преуспели в создании функциональных предметов трансформируемой мебели. Они сделали трансформацию пространства настолько простой, насколько это было возможно в 1911 году.
Но сейчас на дворе 2021 год. И современные технологии, доступные нам, значительно более совершенны.
То, что когда-то было абсурдной мыслью — исчезающая кровать, которая подключается к сети, — теперь реальность. Преобразование комнаты, на которое раньше уходило несколько минут, чтобы убрать, закрепить и поднять, теперь занимает всего несколько секунд, взмах пальца или даже несколько слов.
«Каждый раз, когда мы разрабатываем продукт Furnibotics, главная цель — сделать его максимально простым для пользователя», — говорит генеральный директор Furnibotics Аркадий Черняков. «Для того чтобы комната была действительно многоцелевой, преобразование пространства должно быть таким же простым, как переход из одной комнаты в другую».
С появлением подключенных к Интернету домашних устройств и домашней робототехники новый мир технологий способен преобразить наше пространство, открыть наши дома и без усилий и интеллекта адаптироваться к нашим повседневным делам. Так же, как Tesla Model 3 меняет наше представление об автомобилях, технология Furnibotics меняет возможности наших домов.